Буквально вчера побывал в клубе «План Б», куда преднамеренно пошел с фотоаппаратом и вспышкой. В итоге, по горячим следам первой пробы клубной съемки хочу поделиться своим мнением на эту тему. Сразу хочу предостеречь начинающих (как я) и отметить несколько важных моментов:
- Запасайтесь карточками памяти (у меня 1.5 GB ушло на съемку первой группы из пяти, т.е. за полчаса)
- Учтите, что света в клубе мало. Я бы даже сказал катастрофически мало, поэтому необходимо либо брать светосильные объективы (3.5 — 5.6 VR при ISO 800 позволяет выставлять минимальную выдержку в 1/40 — 1/80), либо крутить ISO
- Тип экспозамера в принципе не важен, т.к. для себя я решил снимать в режиме M.
Вспышку все таки лучше с собой прихватить, но использовать крайне редко. Я поставил SB-900 с рассеивателем, а на функциональную кнопку (которая под средним пальцем правой руки) назначил функцию «Flash Off» (выключение вспышки). Вспышка стреляла в «потолок». Выставлена в режим A, расстояние я менял по возможности, но в основном было около 4 метров. Так же поставил коррекцию экспозиции в -0.3EV.
Свет в клубе
В данном клубе было 2 места установки света: над началом сцены (назову его фронтальным) и над ее концом (контровой). Так вот, фронтальный свет очень слабый, а контровой мощный и «ездит» по сцене. Поэтому снимать лучше всего с краев сцены и получать фотографии в профиль, либо ждать, пока музыкант повернется. Хотя, стоит сделать хотя бы один кадр музыканта с низкой точки в контровом свете. В этом плане очень хорошо смотрятся девушки с пышными шевелюрами любого цвета.
Учтите, что контровой свет постоянно изменяет цвет, свет и положение — надо либо снимать сериями, либо искать закономерность в передвижении света (она есть, хотя и быстро меняется) и следить за нею, чтобы ловить момент. Свет — очень важная штука в клубе для создания атмосферы, так что не использовать его в своих интересах просто нехорошо.
Музыканты
Я не знаю, то ли я так попал, то ли это «стандарт», но все музыканты выстраивались одинаково (независимо от количества): в центре солист, за ним барабанщик, слева гитарист, все остальные справа.
Барабанщика — т.к. закрыт барабанной установкой, а слева или справа его так и норовят закрыть другие музыканты — сфотографировать практически нереально. Даже если это удастся, игра на ударных требует немалых усилий, поэтому гримасы получаются самые веселые.
Все остальные музыканты не стоят, а двигаются. Поэтому надо, помимо поиска закономерности света, искать еще и закономерность движения музыканта. Хотя, многие движения легко предугадать (поднятие вверх головы вокалиста на затяжных словах, поднятие вверх гитары соло-гитаристом на высоких нотах и т.д.), определенной сноровки это все же потребует. В общем, посмотрите несколько любые концертов и быстро все найдете. К тому же, неплохо предварительно послушать песни исполнителей, на концерт которых идете.
Атмосфера клуба
Насколько я понял, в любом клубе над сценой должна стоять вытяжка для удаления дыма и вентиляции, поэтому, снимая с низкой точки, надо контролировать, что бы потолок над сценой (вентиляционные трубы, фермовые конструкции крепления осветителей и т.д.) были не видны — хотя, это можно сделать и в пост-обработке, лучше исключить изначально.
Общий план музыкантов в дыму лучше всего снимать, как только пустили дым — тогда легче работать автофокусу, а за время, которое будете наводиться, фокусироваться и т.д., музыканты уже по колено будут в дыму. Дым в контровом свете очень хорошо выглядит.
Обратите внимание на окружающих. Если людей на концерте мало, их лучше не снимать (как и было у меня). Если же толпа хорошая, вот здесь и понадобится вспышка, т.к. зал вообще не подсвечивается. Здесь можете смело наклонить ее вниз, по возможности.
Так же неплохо сфотографировать пару понравившихся девушек (показать «какая красота ходит в этот клуб»).
Общие правила
Фото © Сергей Крепский
Не забывайте, что снимаете не один, не мешайте другим фотографам. Мне повезло, что все фотографы в этом клубе (а я насчитал порядка 20-30) были вежливы друг к другу. Это правильно и возвращается аналогичным отношением к вам.
Так же не забывайте, что, кроме фотографов, сюда большинство пришло именно на концерт, а не на съемки. Поэтому не стойте пол-часа около сцены в ожидании кадра. Отсняли крупные планы — отошли от сцены. Уважайте интересы других.
Итог следующий: на следующую съемку в «План Б» пойду, только возьму объектив посветлее, а вспышку можно даже и не брать (меньше вес).