УПРОЩЕНИЕ

Тема сегодняшнего урока — «упрощение». По моему мнению, это наиболее фундаментальное «правило» композиции, и хорошей фотографии в целом. Я не выбрал его для своего первого урока, однако: для того, чтобы упрощать успешно, вам нужна некоторая опора для упрощения: простая фокусировка на детали сцены, забывая об остальной композиции, обычно не работает. Правило Третей является подобной опорой. Упрощение заключается в нахождении характерного предмета в будущей картине, удалении отвлекающих деталей, и помещении его в контекст. Решите, что в картине должно стать смысловым центром, и стройте картину вокруг него, удаляя или подавляя всё, что может оттянуть на себя внимание от этого центра…

Притягивающие взор
Думая об упрощении и выборе главных объектов или фокуса интереса, может быть полезно знать некоторые особенности, с которыми мы воспринимаем и «замечаем» вещи. Любой из следующих объектов обычно притягивает взор, и подходит в качестве фокуса для упрощения, я расположу их примерно в порядке убывания их силы:

• Глаза
• Лица
• Человеки в целом
• Животные
• Светлые объекты на тёмном фоне
• Тёмные объекты на светлом фоне
• Объекты тёплой окраски на фоне холодной окраски или обесцвеченном
• Объекты с высоким контрастом

Под «силой» я подразумеваю, что в случае конкуренции более «сильный» привлекающий фактор будет иметь приоритет над более слабым. Их можно комбинировать для большего эффекта. Например, в фотографии группы людей, одетых в серое и глядящих в сторону, один индивидуал в яркой или белой одежде и глядящий в камеру будет выделяться. Найдите интересный способ разместить его в кадре, и вы можете получить отличную картину!

Способы и ловушки
Есть достаточно много практических способов упростить картину, если вы знаете, что делаете. Вы можете:

• Увеличить зум (подойти ближе), чтобы убрать отвлекающие детали из кадра
• Уменьшить зум (отойти дальше), чтобы отвлекающие детали слились в текстуру и выступила бы структура большой сцены
• Панорамировать
• Отойти влево или вправо, стать на колени, лечь, взобраться на объект, поднять камеру над головой, чтобы убрать отвлекающие объекты
• Использовать открытую диафрагму для маленькой глубины резкости, для размытия отвлекающего фона (к сожалению, это не очень хорошо получается с цифровыми мыльницами)

Чего следует избегать:

• Срастаний — когда объект из заднего плана срастается вашим объектом съёмки, например, дерево, «растущее» из головы.
• Конкурирующие фокусы внимания — например, два человека смотрят в камеру, но расположеы так, что не образуют пары (единого композиционного элемента)
• Хаотичные фоны — фоны с большим количеством деталей и высоким контрастом поглощают ваш объект съёмки («зум назад» или маленькая глубина резкости помогают здесь особенно хорошо)
• Отсечения — половинки людей или объектов обычно не получаются хорошо. Если вам нужно включить в картину только часть персоны, пытайтесь не отрезать по суставам — например, отрезать по половине бедра гораздо лучше, чем по колену.

Множество способов упрощения
Для иллюстрации принципа упрощения я использую некоторые фото, которые я сделал в Тире. В городе есть два больших района с руинами и раскопками, один рядом с древним портом, и другой вдали от берега. Оба места абсолютно замечательные — но совсем не очевидные для фотографирования, из-за наличия там огромного количества всяческих вещей. Там есть множество идей для упрощения.

Самое простое это выбрать деталь из сцены и построить картину вокруг неё или другой способ — найти область или объект, которые менее захламлены или представляют интересные формы или узоры, и скомпоновать картину вокруг этой области. Еще один способ является обратным выделению детали — используйте широкоугольный объектив, чтобы переместиться назад, так что хаотические детали исчезают и появляется «большая картина».

Домашнее задание
1. Выберите одну из фотографий, сделанных вами недавно. Изучите её, и попытайтесь вспомнить сцену. Продемонстрируйте фото в том виде, в каком оно было снято, и:
а) Скадрируйте его по-другому, базируясь на принципе упрощения (и, если хочется, на других «правилах» композиции). Объясните, почему вы скадрировали его так. Не переживайте насчёт потери пикселей или технического качества: вырезайте столько, сколько нужно для композиционных целей.
б) Опишите другой способ, которым вы могли бы скомпоновать и снять картину с первого раза.
2. Сделайте снимок, используя принцип упрощения. Продемонстрируйте его, и объясните
а) почему вы выбрали именно этот способ упрощения, и
б) что вы сделали, чтобы упрощение сработало.

Спасибо Чаку Гарднеру за предложенный иной подход к этим урокам.

© Petteri Sulonen