Запись изображений в формате JPEG имеет свои плюсы: это и экономия места на карте памяти, и возможность быстрой обработки конечных файлов. Тем не менее, профессионалы обычно предпочитают формат TIFF, сохраняющий графическую информацию без потери качества. В отличие от JPEG, данный формат не злоупотребляет сжатием, хотя, как будет показано дальше, определенная степень интерполяции присутствует даже в нем. Ахиллесова пята обоих форматов – неполное соответствие сохраненных данных исходной графической информации, воспринятой цифровой камерой.
В настоящий момент снимать в формате RAW способны многие цифровые зеркальные, и даже полупрофессиональные камеры. В отличие от JPEG или TIFF, RAW не является жестким стандартом. Он представляет фотографу первичный набор данных, записанных сенсором фотокамеры, и позволяет работать с изображением более высокого качества, чем могут предложить несжатые JPEG или TIFF. Неслучайно те, кто снимает в RAW, по праву считают себя мастерами цифровой фотографии.
Как на практике использовать RAW?
Первое, что нужно знать о RAW, – это то, что он не является графическим стандартом в чистом виде. Этот термин объединяет семейство форматов, разработанных производителями цифровых камер. Чтобы добиться хоть какого-то единообразия, компания Adobe придумала новый формат Digital Negative. Однако об этом, поговорим чуть позже.
Итак, что же такое RAW? Любой RAW-файл, будь то формат Canon (CR2), Nikon (NEF) или Fujifilm (RAF), содержит необработанную графическую информацию, «захваченную» сенсором фотокамеры. Поэтому, снимая в RAW, вы сохраняете исходный вариант изображения. В то время как его обработка камерой в соответствии с требованиями JPEG или TIFF неизбежно приводит к потере части графической информации.
Файл, содержащий полный набор графических данных фотокамеры, является прямым аналогом пленочного негатива. Поэтому многие компании, в том числе Adobe, именуют RAW-файлы не иначе, как цифровыми негативами. Как бы вы их не модифицировали и не переводили в другие форматы – у вас всегда будет возможность вернуться к изначальному оригиналу.
Подробное описание, их каких элементов состоит готовый RAW-файл, могло бы занять несколько страниц. Поэтому не будем перегружать вас техническими деталями и специфическими терминами.
Съемка в формате RAW дает фотографу множество преимуществ. Мы уже знаем, что с помощью цифровых негативов можно сохранить оригинальные изображения наряду с отредактированными. Этот формат позволяет модифицировать фотоснимок в гораздо более широких пределах.
Возьмем, например, такую характеристику, как четкость. Сейчас многие фотокамеры дают возможность установить определенную резкость непосредственно перед съемкой. Если вы где-то ошибетесь, то JPEG или TIFF-снимок можно погубить безвозвратно. А RAW дает возможность безболезненно изменить установки резкости.
Но более важно то, что изображение в формате RAW имеет лучшее качество, чем может предложить JPEG. Этому есть очень простое объяснение: матрицы фотокамеры воспринимают глубину цвета в 12 или 14 бит, а JPEG ограничен лишь 8 битами для каждого канала пикселя. Поэтому при сжатии происходит необратимая потеря графических данных.
В формате TIFF можно получать 24-битные изображения. Однако при этом данные с сенсора камеры интерполируются и распределяются по трем каналам (красный, зеленый, синий) – по 8 бит на каждый. RAW-файлы имеют еденный 12-ти или 14-ти битный канал, сохраняя графическую информацию без сжатия или передискретизации.
JPG — снято сразу в JPG, TIF8 — снято сразу в TIF, TIF16 — так было бы, если бы камера сохраняла 16-битный TIF, RAW-1 — коррекция из RAW на одну ступень, RAW-2 — на две ступени.
Съемка в формате RAW дает фотографу большой манипулятивный ресурс. Приложения для работы с RAW-файлами позволяют решать задачи, обычно возлагаемые на программную «начинку» фотокамеры. Иными словами, вы получаете возможность изменить экспозицию, четкость, баланс белого и даже скомпенсировать дефекты объектива, например, хроматические аберрации.
Это позволяет добиваться максимального качества изображения и восстанавливать фотографии, которые могли бы быть безвозвратно потеряны в случае съемки в JPEG или TIFF. Однако RAW не избавляет фотографа от необходимости усердной работы над экспозицией и техникой фотосъемки.
Компания Adobe занялась проблемами RAW-формата несколько лет назад. Тогда был выпущен плагин Camera RAW к Photoshop’у, позволяющий обрабатывать RAW-файлы самых популярных high-end камер. Со временем его включили в Photoshop CS и в Photoshop Elements. Но самым ценным вкладом Adobe в дело стандартизации RAW стал новый графический формат Digital Negative (DNG). Теперь с помощью утилиты Adobe DNG Converter можно преобразовывать в цифровой негатив практически любую разновидность RAW. Чтобы открывать DNG-файлы в Photoshop CS, вам понадобится плагин Camera RAW версии 2.3 или выше, который можно скачать на сайте компании.
Расширения файлов RAW-изображений:
- .dng — Adobe (общий стандартизированный формат )
- .bay — Casio
- .arw,.srf,.sr2 — Sony
- .crw,.cr2 — Canon
- .dcr,.kdc — Kodak
- .erf — Epson
- .mrw — Minolta
- .nef — Nikon
- .raf — Fujifilm
- .orf — Olympus
- .ptx,.pef — Pentax
- .x3f — Sigma.